Деток развиваем, мамам помогаем!

Здоровье

Детские заболевания, Гимнастика для детей, детский массаж, Закаливание детей...

Творчество

Раскраски, пазлы, мозаики, поделки, аппликации, рисование, оригами...
Главная Статьи Закаливание детей. Статьи о развитии детей Основные принципы закаливания детей

Основные принципы закаливания детей

01.03.2011 21:21

Основные принципы закаливанияКогда разговор заходит о закаливании, многие представляют себе людей, купающихся в проруби и бегающих босиком по снегу. И конечно же никогда не болеющих. А воспитатели детских учреждений чаще представляют себе обливание ножек малышей — процедуру очень трудоемкую и потому не вызывающую у них положительных эмоций. Родителей пугают многочисленные цифры и подробное описание методик.
Попробуем разобраться, почему именно дети нуждаются в правильной системе закаливания и что должны знать и делать взрослые, чтобы укрепить здоровье детей.
Кого мы называем по-настоящему закаленным человеком? Того, кто не страдает ни от холода, ни от жары, не боится сквозняков и проливных дождей, легко и без вреда для здоровья переносит любые неудобства повседневной жизни. Следовательно, необходимо закаливать ребенка ко многим факторам внешней среды.

Чтобы правильно закаливать ребенка, родители должны хорошо знать механизмы и принципы действия закаливающих факторов, методику и технику специального закаливания.Закалять — это значит систематически, многократно, дозированно воздействовать на организм теми факторами, которые часто являются причиной заболеваний. Закалить — это значит вызвать устойчивое протекание всех физиологических процессов при любых изменениях температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д. Закаливание — это образ жизни!Без основных принципов закаливания эффект не может быть достигнут:

Первый принцип. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка: состояние его здоровья, физического и психического развития, типологические особенности
нервной системы, индивидуальную чувствительность к действиям закаливающих агентов.
В соответствии с индивидуальными особенностями детей их можно разделить на группы, которым назначается разная закаливающая нагрузка (данные Г. П. Юрко и др.):
I группа — абсолютно здоровые дети, которых раньше уже закаливали;
II группа — дети, ранее не закаливаемые, находящиеся в периоде реконвалесценции (выздоровления) после острых заболеваний, а также относящиеся к группе риска;
III группа — дети, имеющие выраженные отклонения в состоянии здоровья, длительно и часто болеющие.
Сразу следует сказать, что в раннем возрасте большая часть детей может быть отнесена к III группе закаливания, поэтому всю организацию этой работы лучше строить в расчете на таких детей.
Это означает, что специальные закаливающие процедуры должны быть более короткими, но частыми, без снижения температуры. Для усиления тренирующего эффекта можно либо увеличивать время действия закаливающего фактора, либо снижать (очень постепенно) температуру закаливающего фактора.
Если дети отнесены к I или II группе закаливания, то специальные процедуры могут проводиться для них индивидуально. Вообще следует помнить и неукоснительно придерживаться того правила, что все специальные закаливающие процедуры проводятся только по рекомендации врача и под систематическим контролем медицинских работников.

Второй принцип закаливания. Систематичность, необходимо регулярное повторение всех процедур и воздействий. Закаливать человека нужно с рождения и на протяжении всей жизни
(необходимо, чтобы закаливающие процедуры вошли в привычку, так же как и чистка зубов). Раз и навсегда закалить, к сожалению, невозможно. Даже у взрослого после прекращения закаливающих
процедур снижается устойчивость к холоду через две-три недели, а у ребенка это происходит еще раньше.
Закаливание организма — это неотъемлемая часть повседневной жизни ребенка. Эффект достигается только тогда, когда потребность в закаливающей процедуре станет такой же естественной, как потребность в еде или сне. В одном из детских садов в ответ на предложение
идти одеваться после дневного сна трехлетний малыш ответил: «Я еще не бегал и не мыл ножки». Для этого ребенка зарядка и закаливающие процедуры стали системой.

Очень важен принцип многофакторности закаливания. Система ежедневного закаливания должна включать разные факторы: холод, тепло, механическое действие воздуха (сквозняк), действие воды и др.
Сила закаливающих воздействий увеличивается постепенно. В раннем возрасте это особенно важно, так как дети разные и при интенсивном, слишком энергичном воздействии могут пострадать
самые слабые.

Не менее важен принцип сочетания действия местных и общих закаливающих факторов. Если мы считаем, что закаливаем ребенка, когда ежедневно обливаем ему ножки, то это глубокое заблуждение: тело ребенка остается чувствительным к холоду. Оптимальная устойчивость организма достигается при чередовании общих процедур с местными, причем местные процедуры должны быть направлены на наиболее чувствительные к холоду области (стопы, носоглотка, поясница).

Чтобы ребенок не привыкал к действию какой-то одной процедуры, необходимо соблюдать принцип полиградационности — периодически менять температуру или продолжительность процедурыи т. п.
При проведении закаливающих процедур следует учитывать предшествующую деятельность ребенка, так как интенсивные мышечные нагрузки или какие-то эмоциональные реакции могут
затормозить термовосстановительный процесс после охлаждения даже у здорового ребенка.

Еще один важный принцип — все закаливающие процедуры нужно проводить на разных уровнях терморегуляции, т. е. в покое и при различной двигательной активности.

Эффективность закаливающих процедур возможна только при положительной эмоциональной реакции ребенка. О каком тренирующем эффекте можно говорить, если ребенок недоволен,
плачет, испытывает дискомфорт? Он скорее заболеет от действия (даже кратковременного) холодового фактора, чем закалится. Вообще реакция ребенка на закаливающую процедуру — хороший барометр, который помогает правильно ориентироваться при определении тактики закаливания (снижать или не снижать температуру, удлинять время действия закаливающего фактора или нет и т. д.). Иногда отрицательное отношение ребенка к любым водным процедурам
является первым симптомом начала острого заболевания или каких-то более серьезных отклонений в состоянии здоровья.