Деток развиваем, мамам помогаем!

Здоровье

Детские заболевания, Гимнастика для детей, детский массаж, Закаливание детей...

Творчество

Раскраски, пазлы, мозаики, поделки, аппликации, рисование, оригами...

Методы закаливания детей

01.03.2011 22:06

Методы закаливания детейИногда родители после очередного заболевания ребенка полны решимости: «Вот сейчас спросим у врача или в комнате здорового ребенка нужные рекомендации — и начнем». Но при виде памятки (или многочисленных памяток) их пыл остывает, так как в море цифр и методик трудно сосредоточиться и выбрать нужную. И здесь на помощь приходят четыре метода закаливания.

1. Самый традиционный — метод постепенного увеличения силы раздражителя.
Средство может быть любое — воздух, вода, солнце и др. Постепенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличении продолжительности его действия, либо в постепенном увеличении силы воздействия (температуры воздуха и воды).
Например, сегодня вы проводили воздушную ванну в течение 5 мин, завтра —6 мин, послезавтра — 7 мин и т. д. либо каждый день одно и то же время, но температура воздуха в комнате 20 °С, затем 19 °С, 18 °С и т. д. То же относится к водным процедурам и закаливанию солнцем.
Метод постепенного увеличения силы раздражителя обязательно приведет к хорошим результатам, но не сразу.

2. Метод контрастный.
Холодовые раздражители вызывают сосудосуживающие реакции на коже и в подкожной клетчатке из-за большого числа Холодовых рецепторов. Реакции адаптации к холоду сформированы уже к моменту рождения ребенка, а вот сосудорасширяющие реакции при тепловом воздействии у детей сформированы слабо, да и число тепловых рецепторов в 10 раз меньше, чем Холодовых.
Например, у детей, которые внутриутробно или во время прохождения по родовым путям испытывали кислородное голодание, сосуды больше склонны к спазму.
Следовательно, для тренировки приспособления организма к меняющимся температурным параметрам среды необходимо сочетание разнонаправленных температурных воздействий — контрастов. Именно контрастные температуры обеспечивают оптимальные условия для формирования адекватной защитной реакции и тем самым повышают эффективность закаливающих процедур. Поэтому при проведении водных процедур у детей раннего возраста используем Т(епло) — Х(олод) — Т(епло), а в дошкольном — Х(олод) — Т(епло) — Х(олод).

3. Метод без снижения температуры.
Иногда к врачу приходят родители, готовые подробно записывать «Что? Как? Когда?» про закаливание. А в ответ слышат: «Начните с того, что мойте его каждый день, гуляйте каждый день» — и бывают разочарованы. И напрасно. Температура не ведущий фактор в этом методе. Это щадящее закаливание. В данном методе мы используем все принципы закаливания: систематичность, постоянство, учет индивидуальных особенностей
ребенка и положительный эмоциональный настрой. Постепенно мы перейдем на контрастное обливание и т. д.

4. Метод интенсивного закаливания. Интенсивное закаливание подразумевает методы закаливания, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела ребенка или части его тела (обычно закрытой одеждой) с интенсивными Холодовыми факторами (снег, ледяная вода, холодный
воздух), тепловыми (вода, теплый воздух) и факторами окружающей среды контрастной температуры (чередующиеся интенсивные холодовые и тепловые воздействия).
Отношение к интенсивному закаливанию у родителей и специалистов неоднозначное.

5. Интенсивный метод закаливания высокими температурами (испарительное закаливание по К. В. Плеханову) Метод, стоящий особняком и который можно отнести к интенсивным, считают испарительное горячее закаливание. Его автор — Константин Викторович Плеханов. Для проведения процедуры нужно взять салфетку, намочить ее в воде температурой примерно 40 °С (температура должна быть такой, чтобы «терпели» кончики пальцев), а затем обтереть тело ребенка. Начинать горячее обтирание можно не сразу всего тела, а рук до локтей, плеч, далее увеличивая площадь обтирания, постепенно захватывая грудь, живот, спину и ноги. Вначале после процедуры мы можем обтереть ребенка сухим полотенцем, в дальнейшем он может походить и не вытираясь. Постепенно можно за один сеанс закаливания проводить несколько
обтираний мокрой горячей салфеткой для улучшения эффекта закаливания. Оптимальная продолжительность процедуры 3—3,5 мин.
Доводить ребенка до состояния озноба недопустимо, так как он может незаметно для себя переохладиться. Поэтому при проведении процедуры необходимы постепенность и осторожность.
Механизм действия испарительного закаливания сходен с закаливанием холодной водой, так как при повышенном испарении с поверхности тела происходит увеличение теплоотдачи.

Относительно специфическим для охлаждения эффектом является выраженный спазм сосудов кожи и подкожной клетчатки с высвобождением биологически активных веществ, клеток и лейкоцитов, что определяет неспецифическое понижение чувствительности, изменение порога вегетативных реакций.
Локальные эффекты интенсивного закаливания идентичны общим, но относятся непосредственно к тем участкам, на которые производится воздействие. Меньшая площадь экспозиции существенно уменьшает
выраженность и эффект общих реакций.
Приведенные ниже противопоказания являются абсолютными только по отношению к моржеванию (погружение в ванну с ледяной водой или общее обливание ледяной водой). Применение других
методов закаливания может быть рекомендовано индивидуально под наблюдением педиатра.

Противопоказания к интенсивному холодовому и контрастному закаливанию детей:
Для детей раннего возраста моржевание, погружение в ванну с ледяной водой или общее обливание ледяной водой не допускается.
Использование других методов может быть разрешено только врачом- педиатром или специалистом врачебно-физкультурного диспансера.
При этом врач берет на себя ответственность за проведение дополнительного тщательного наблюдения за закаливанием такого ребенка.
Приводимый ниже перечень противопоказаний является неполным и поэтому служит для врача лишь ориентиром. Во всех случаях, когда ребенок имеет заболевания или состояния, не вошедшие в перечень, назначение закаливающих процедур проводится индивидуально.

Перечень противопоказаний
1. Негативное отношение и страх ребенка.
2. Отсутствие полного контакта и сотрудничества с семьей.
3. Срок менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний или профилактической прививки.
4. Срок менее двух недель после обострения хронического заболевания.
5. Карантин в детском учреждении или по месту жительства, наличие случаев нейроинфекций в окружении
ребенка в течение последнего месяца.
6. Высокая температура тела в вечерние часы.
7. Выраженная недостаточность питания.
8. Ревматизм и диабет в семейном анамнезе.

Что касается противопоказаний к интенсивным методам закаливания с использованием высоких температур (сауна, парная, баня), то их перечень значительно меньше:
1. В раннем детском возрасте это последствия родовых травм и других повреждений, возникающих в перинатальном периоде.
2. Постгипоксическая энцефалопатия.
3. Повышенная судорожная готовность.
4. Врожденные пороки сердца в стадии декомпенсации.
5. Острые инфекционные заболевания с высокой температурой.
6. Различные формы эпилепсии.

Таким образом, интенсивные методы закаливания могут быть рекомендованы лишь детям, не имеющим к ним противопоказаний, обладающим соответствующим типом терморегуляции.Наблюдаемое на практике излечение больных с различными хроническими заболеваниями с помощью холодового воздействия по методике П. К. Иванова, Н. М. Быковой и других пропагандистовнетрадиционного закаливания отмечается, по-видимому, в случае соответствия особенности терморегуляции типу закаливающих процедур, причем процесс выздоровления проходит через резкое перенапряжение энергетических и метаболических процессов в организме. Печальная статистика осложнений, вызванных интенсивными методами закаливания, свидетельствует о том, что эти методы лечения не могут быть применены ко всем детям.
Для применения методики П. К. Иванова необходима соответствующая подготовка в виде более щадящих процедур на первом этапе лечения.