Деток развиваем, мамам помогаем!

Здоровье

Детские заболевания, Гимнастика для детей, детский массаж, Закаливание детей...

Творчество

Раскраски, пазлы, мозаики, поделки, аппликации, рисование, оригами...

Как мыслит Ваш ребенок

31.10.2011 22:17


У детей становление мышления проходит через определенные этапы.
Уже в первые месяцы жизни малыша должно происходить формирование элементарной культуры мышления. Как известно, взрослый человек обладает как речевым, так и понятийным мышлением. В термине «понятие» заключен опыт человеческой деятельности в слове. Чем богаче такой опыт, тем содержательнее понятие и глубже мысль. Ошибочно думать, что мы иногда мыслим независимо от нашей деятельности или опыта.


child-holding-faceСамая независимая мысль всегда связана с нашей практикой через понятие, слово, заключающее в себе определенный опыт. Процесс формирования понятия начинается еще с дошкольного возраста и платформой для этого подготавливается с раннего детства. Обобщение опыта и выражение его в слове происходит у ребенка постепенно.
По данным современных специалистов развитие мышления ребенка в раннем и дошкольном возрасте проходит в несколько этапов: наглядно-действенное, свойственное детям первого, второго и третьего года жизни; наглядно-образное мышление, и, позже, понятийное мышление.
Вообще выделяют различные виды мышления, но остановимся поподробнее на основных, которые закладываются с пеленок:

Наглядно-действенное мышление - свойственное детям первого, второго и третьего года жизни. Элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно – действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Ребенок, не понимая, как устроен тот или иной предмет, самостоятельно пытается в этом разобраться. Он вертит его, нажимает на все кнопки, пытается открыть. Если не получается, обращается за помощью к взрослым или теряет к нему интерес. Практическое мышление не исчезает со временем, взрослые тоже пользуются им, но реже. Не имея возможности решить проблему логически, они пытаются решить ее методом «проб и ошибок».
Условием для развития наглядно-действенного мышления является его эмоциональное общение со взрослыми окружающими его людьми. Для того чтобы развивать наглядно-действенное мышление, предлагайте ребенку складывать пазлы, собирать конструктор, и различные головоломки.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления. Примером наглядно-образного мышления у детей, может служить рисование. Срисовывая предмет, дети учитывают только какие-то основные его черты, не индивидуализируя его. Например, рисунок дома – это изображение крыши, стен, без деталей интерьера. Наглядно-образное мышление – когда ребенок каждую свою мысль может видеть в действии. К примеру, малыш двух лет видит игрушку, например, стоящую высоко на полке. Для того, чтобы снять игрушку, ребенок берет стул и снимает её. Наглядно-действенное мышление предполагает решение каких-либо практических задач. Это непосредственная деятельность ребенка. В вышеупомянутом примере старший ребенок поступит таким же образом, но более умнее. Это говорит о том, что наглядно-действенное решение с возрастом принимает другие формы, но не исчезает совсем. Ребенок дошкольного возраста уже может решать жизненные задачи исходя из своих знаний, и осознавая последствия своих действий.
Чтобы развивать данный вид мышления, играйте с детьми в игры, где требуется найти предмет, по схеме или карте. Развитию образного мышления у детей также способствует рисование, лепка, конструирование.

Словесно-логическое мышление – начинает зарождаться в позднем дошкольном возрасте и развивается по мере взросления ребенка. Это вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий. Это мышление характеризуется тем, что ребенок от конкретных образов, связанных со словом, переходит к более общим. Например, 4-х летний ребенок, на вопрос: «Что такое собака», может ответить: «Я знаю, что такое собака, это Тузик, который живет у нас во дворе», а 6-ти летний: “Собака – это домашнее животное, которое может охранять дом».
Чтобы отдельные слова, в представление ребенка превратились в более общие понятия, взрослые должны заниматься с детьми, вводя в их представление более объективные символы, такие как «мера», «число», «время» и так далее. Но не стоит стараться, как можно раньше приучать ребенка мыслить только логически. Без формирования прочного «фундамента» из образного мышления, это может привести к тому, что ребенок будет мыслить формально, без творческого подхода

Не смотря на то, что мы выделяем какие-то этапы в развитии мышления ребенка, это все равно является единым непрерывным процессом. Таким образом, рано или поздно ребенок будет пользоваться всеми возможными видами мышления:
Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой.
Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.
Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.
Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.
Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление.
Продуктивное, или творческое, мышление – это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.

Индивидуальные особенности и качества мышления ребенка:
Глубина. Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса.
Самоcтоятельность. Выражается в умении ребенка увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности.
Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи.
Критичность. Отражает способность ребенка правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.
Быстрота. Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени

Лишь в условиях постоянного общения с взрослыми людьми ребенок обучается способам действия с предметами и нормами поведения. Родители передают ребенку способы взаимодействия с предметами, создают условия для наработки опыта малыша, развития его мышления.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Латаш Анастасия