Основоположник методики - Рудольф Штайнер (Германия). В 1919 году он открыл школу для детей рабочих фирмы "Вальдорф Астория" (отсюда и название системы).В школе обучались только дети рабочих.
Позднее двери стали открыты и для детей из других слоев населения. При этом делался упор на развитие ребенка как индивидуума, независимо от его происхождения, возраста, уровня интеллекта. Группы, обучающиеся по вальдорфской системе состоят из детей разного возраста. Младшие, как правило, подражают старшим в том смысле, что перенимают навыки обихода, а также что-то из творческих занятий, таких, как лепка, рисование. А кроме этого изначально, через общение со старшими, малыши устанавливают связь с внешним миром, впитывают энергию взаимодействия. Школы и детсады, принемающие данную методику, придерживаются того, чтобы один воспитатель вел группу до выпуска и стал бы для детей родным человеком по духу. Дети могут самостоятельно выбирать игры в течение дня, а если воспитательница организует общие занятия или читает детям вслух, малыш вправе отказаться от участия в общем деле. С одной стороны, ребенку весьма комфортно находиться в таких условиях: его не принуждают к каким-либо действиям, он сам волен выбирать, чем ему заниматься. Но, несмотря на кажущуюся простоту, есть моменты, которые напрочь отсутствуют в обычных образовательных учреждениях. Поэтому ребенку, занимающемуся по данной системе, совсем не просто будет перейти в общеобразовательную группу или класс. Особенности развития ребенка по Вальдорфской системе.
Педагоги весьма однозначно настроены относительно занятий по математике и письму в детсаду, одним словом, - против. Нет занятий и по каким-либо другим наукам. Даже в начальной школе уроки проходят только в устной форме и нет домашних заданий. В Вальдорфском детском саду огромное внимание уделяют ручному труду: все дети, и мальчики и девочки, учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже ткацком станке. Не меньшую роль играют и занятия изобразительным искусством. Причем это не уроки рисования в общепринятом смысле, а игры с красками, во время которых дети учатся находить самостоятельные творческие решения, а не копировать данный воспитателем шаблон. Причем красок дается всего три: красная, желтая и синяя. И дети должны самостоятельно составлять дополнительные цвета из основных.
Характерно, что в группах такого детского сада не встретить фабричных игрушек: считается, что они примитивны и не располагают к творческому мышлению и процессу. Поэтому все игрушки самодельные, сделаны из натуральных материалов.
Много времени уделяется занятиям по музыке, рисованию - это благодатная почва для самовыражения и выплескивания эмоций. А для музыкальных занятий даже есть специальный термин "эвритмия" (только в вальдорфских школах) синоним - "видимая речь". Это выражение языка через движения тела. Для каждого звука определены конкретные движения.
Приветствуется также лепка, шитье, вязяние, словом, любое рукоделие. Причем в каждой из этих областей ребенок должен проявить себя без какого-либо давления извне.
В идеальном детском саду, где практикуют вальдорфскую педагогику, имеется еще и приусадебный участок, на котором дети выращивают овощи. В таком хозяйстве может быть еще и пара домашних животных.
Одна из особенностей вальдорфского детского сада - обилие праздников. Здесь широко празднуют и традиционные религиозные праздники (Пасху, Масленицу. Рождество), но и особые, собственного сочинения.
В общем и целом, идея методики напоминает некий аскетизм, т.е отказ от благ цивилизации. С другой стороны, тяга к природе не должна быть утрачена, хотя в утрированном виде - тоже крайность. Рациональное зерно, конечно, есть, и его родители могут самостоятельно вводить в свои занятия с детьми. Кто же будет спорить, что, например, работа с натуральными материалами действительно пробуждает творческое воображение.
|